Казачьи игры и Новый 2019 год


Скоро Новый год! Праздник веселья, развлечений и отдыха. Так почему же не совместить приятное с полезным? Отметить весело Новый год и вспомнить  веселые игры маленьких казачат! Только представьте себе: зима, во дворе городской многоэтажки подростки играют в «ком» - старинную казачью игру, требующую для победы усилий и ловкости поболее всякого армрестлинга!

  Традиционные казачьи игры – это не только способ занять свободное время детей, не только способ отвлечь их от безделья, но и хорошая тренировка тела и духа. Казачьи игры  воспитывали  в ребятах одновременно и воина, и дипломатичного мирного человека, умеющего обдумывать последствия каждого своего шага, каждого поступка.
Итак, детские забавы маленьких казачат.. ( и не важно какой  сегодня на дворе век, важно то, что игры всегда воспитывали поколение молодых людей, гармонично развивали тело и дух, ответственность за товарищей и младших, умение действовать в команде.)  
Многие из этих игр живут до сих пор…
Чет и нечет.
Чёт и нечет (Холмская станица Кубанской области). Один из играющих берёт в горсть несколько мелких камушков, кидает их вверх и, подставив верхнюю часть ладони, старается, чтобы попало на неё как можно больше камушков; затем, прикрыв их левою рукою, спрашивает у других: «чёт или нечет»? Неугадавший платит фант и оплачивает его каким-либо смешным действием, назначаемым угадавшими.
Звонок.
 (Кущёвская станица). Составляется круг или замкнутая цепь; в круг входят двое играющих: один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза, и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.
Вилюшки (Слепцовская станица). Игра эта в некоторых местах известна под названием растеряха. Сама по себе несложная, она употребляется как средство для поддержания весёлого настроения между играющими. При этой игре необходимо большое число мальчиков или девочек. Играющие, взявшись за руки, направляются в ту сторону, куда потянет вожак. Этот последний, пробежавши известное расстояние, быстро поворачивает, описывает дугу и так же быстро останавливается. Такую же дугу приходится описывать каждому, и наибольшую тем, кто более удалён от вожака. При этом бег затрудняется неожиданными поворотами вожака, бывает очень смешон и сопровождается нередко падением и кувырканием играющих в том же направлении.
Перетяжка (Новотитаровская станица). Играющие делятся на две партии. Вожак одной партии берёт палку, а за неё берутся играющие. Другой вожак берётся также за эту палку, а за него берётся его партия; затем стараются перетянуть палку - каждый на свою сторону.
Молчан (Новотитаровская станица). Один из играющих становится впереди, смотря на всех серьёзно. Каждый из играющих старается рассмешить его, для чего подходит к нему и говорит что-нибудь смешное: если удалось его рассмешить, то, не выдержавши роли, он удаляется из игры.
Колесо ( Уманская станица) или Бешеный телёнок (Кущёвская, Новотитаровская, На- дежинская и Темижбекская станицы). Играющие берутся за руки и, образуя замкнутый круг, вертятся то в одну, то в другую сторону. Если кто-нибудь оторвётся от круга или упадёт во время движения, то тот считается бешеным телёнком. Он должен догнать или, по крайней мере, нанести удары остальным играющим, которые убегают от него. Пойманный, становится помощником бешеного телёнка; число их всё увеличивается до тех пор, пока не будут переловлены все играющие.
В Уманской станице эта игра называется колесо: оторвавшийся во время быстрого движения колеса лишается права продолжать игру.
Утки (Новотитаровская станица). Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит её. Играющие при этом поют: «Утка ниря, по полю лета, поспевай, селезень, за ней. Скорей, скорей, бо мали дети пищат, ести хотят».( утка по полю летит, селезень за ней. Скорей, скорей, а то малые детки пищат, кушать хотят» ) .Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.
Четыре угла (Новомаръевская станица, в Слепцовской станице - по уголкам). Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, - посредине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам, меняются местами. Если мышка займёт чей-нибудь угол, то тот, кто остался без угла, становится мышкою.
Кошка и мышка (Махошевская, Новомаръевская, Ардонская, Хасавюртовская, Холмская станицы и Таманский полуостров). Все играющие берутся за руки и составляют круг, в середине которого находится мышка, а за кругом кошка. Кошка старается вбежать в круг и поймать мышку, но составляющие круг стараются её задержать, насколько возможно не разрывая цепи, а мышке дают свободный проход в круг и за круг. Когда же кошке удастся поймать мышку, тогда на сцену является другая пара и игра продолжается в таком же порядке.
Вергилий (Ардонская станица). Эта домашняя игра исполняется так: произвольное число играющих, беря за руки друг друга, составляют круг: один из них входит в центр круга (он выполняет роль отца Вергилия, а другие все - его детей), кружится и поёт:
Отец Вергилья учил своих детей:
«А вы, дети, как и я,
Делайте то, что и я».
Вместе с ним, но только в обратную сторону, кружатся его дети! и поют то же самое, что и он поёт. Как только кончат петь, останавливаются, разрывают цепь и следят за действиями отца: если он делает что-нибудь: гримасу, гимнастику руками или ногами, то должны проделывать то же самое и дети. Если кто-нибудь из детей прозевает и не успеет сделать того, что сделал отец Вергилий, то идёт в круг, на место последнего (отца); в противном случае опять все начинают кружиться и петь, т. е. делать всё то, что и раньше.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

ВОЗМОЖНОСТЬ УЙТИ - ЭТО УЖЕ ПОВОД, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ

получайте бесплатно обновления блога


Постоянные читатели

ПОДПИСКА на новости блога В ВК