Ко дню Военно-Морского флота России представляю вам страничку истории Кубани. Краснодарский
край имеет самое непосредственное
отношение к этому празднику.
Территория
края омывается водами Азовского на северо-западе и Чёрного на юго-западе морей.
А раз есть море, значит должны быть корабли. И они были и есть!
В школьной библиотеке есть материалы по курсу "Кубановедения": это и периодика, и краеведческий фонд, и электронная картотека файлов по многим темам о нашем крае.Эта тема не очень освящена. А ведь это тоже наша история! Просмотрев интеренет, я практически ничего не нашла по данной теме.И решила освятить некоторые главы книги М.Б. Петлеванного "Кубань по флагом ВМФ".
Классы и типы у них разные. Объединяет их одно –
наименования. Все они, так или иначе
связаны с Кубанью, с Краснодарским краем. Так начинает свою книгу М.Б. Петлеваный..
Подробнее об этой книге вы прочтете в разделе моего блога «Книжная полка». . Книга была подарена гостем нашей библиотеки. И
даже имеет личный автограф.
Итак, приглашаю вас в морское историческое путешествие на кораблях, которые носили названия городов Краснодарского края. Вы узнаете историю этих кораблей и их судьбы.
Итак, приглашаю вас в морское историческое путешествие на кораблях, которые носили названия городов Краснодарского края. Вы узнаете историю этих кораблей и их судьбы.
В начале славных дел.
«АНАПА»
30 сентября 1807 года в Херсоне корабельный мастер М.И.
Суравцов опустил на воду свое детище. 74 – пушечный линейный корабль. Его
назвали !Анапа».. В русском флоте традиция присваивать крупным кораблям названия побед русского оружия существовало
со времен Петра 1. Правда тогда еще корабли носили имена монархов. . В 1806г
Турция объявила войну России. Основные события развернулись в Средиземном море.
29 апреля 1807 года десант ЧФ захватило турецкую крепость Анапа. И благодаря
этой победе был открыт ряд названий кораблей, продолженных Чесмой, Силистрией,
Варной и др.
«Анапа» вошла в состав флота в начале 1808 г. Длина : 54,9
м, ширина 14,5м. 28 шт 36- фунтовые, 30 24 –ф, 18 8-ф пушек. 6 8-ф карронад,
несколько мортир и фальконетов.
Первый переход в Севастополь оставил у матросов самые
радостные воспоминания. «Руля слушает хорошо, остойчивость имеет
соответствующую военному кораблю, к действиям на деках орудиями весьма удобен.
Но вот компания 1809 года – поумерила пыл.Пришлось перераспределять загрузку.
«Анапа» ходила до 1825 года. А в 1827 году была исключена из состава флота.В
1828 году 22 июля был заложен новый корабль под названием «Анапом»( так повелел
Николай 1). Но теперь, турки обратились за помощью к России и «Анапа» ( корабль продолжали называть по
старинке) пришла к берегам Турции в составе эскадры под командованием М.П.
Лазарева.Крейсеровские плавания «Анапы» продолжались до 1838 г. В 1840 году
прибыла к устью Туапсе.затем бросили якорь
в устье реки Псезуале.. Сегодня это п. Лазаревское ( Сочи) Там был форт
Лазарев. В 18501 году разобрали и этот корабль.
«Геленджик»
31 января 1831 г в Николаевском адмиралтействе мастер И.Я.
Осминин заложил новое судно. Это был люгер «Геленджик». Длина – 23,5, ширина –
5,2 м , вооружен 12 орудиями.
Люггерами назывались трехмачтовые суда, предназначенные для
посыльной службы.
«Геленджик» всю свою жизнь провел у кавказских берегов,
содействуя созданию Кавказской береговой линии.
Но первым «кубанским судном» была бригантина «Кубань»,
купленная ЧФ у частного судовладельца в 1805 году. Использовалась она в
качестве транспорта, перевозившего грузы между черноморскими портами.
Под флагами Корнилова
и Нихимова.
14 ноября 1836 г. в Суджуйской бухте задержал английскую
шхуну !Виксен» с контрабандой оружия. Шхуна была конфискована, а поскольку
ЧФ испытывал недостаток в транспортных
судах , ее зачислили в состав флота под названием « Суджук – кале». Шхуна
имела длину 21,1 ширину 4,5, несла 4 орудия и прослужила ЧФ до 1858 г.
Зима 1836 и 1837 г выдалась бесснежной. Обмелевший Днепр не
позволял сплавлять корабельные леса в степные черноморские районы. Чтобы не
потерять квалифицированных корабельных мастеров. Главный командир ЧФ принял
решение активизировать постройку судов менее материалоемких транспортов и др.
вспомогательных судов. 19 ноября 1836 г
штабс – капитан Иванов заложил в Николаеве транспорт «Кубань» . Это было
довольно крупное судно: длина – 32,5 м, ширина 8,9, осадка 4,2 м, вооружение 4
орудия. М.П. Лазарев предложил парусное вооружение « трехмачтовых судов с
голыми бизань – мачтами» ( сейчас это называется барк).От такого нововведения
«Кубань», спущенная на воду 5 сентября
1837 г стала ходить лучше, и управлялась меньшим количеством людей.. В 1841*1842 гг ею командовал
Г.И. Бутаков .Будущий создатель тактики парового флота.
4 октября 1838 г так же в Николаевке начато
строительство еще одного большого
транспорта. «Соча». «Соча» был крупнее «Кубани» : длина – 33,6, ширина 8,8,
осадка 4,3, вооружение 4 орудия. Судно спустили на воду 22 ноября 1839 г.
Транспорт принимал участие в
операциях Кавказской войны.»Соча» вошла в историю флота не столько как боевое судно, сколько как пример
судостроения. 10 декабря 1845 г она
стала первым судном, поднятым на вновь построенный в Севастополе мортонов
эллинг. ( Двухдорожечное устройство для вытягивания на берег маломерных судов с
целью последующего ремонта подводной части.)
Транспорт «Лаба». Размер, 29,3*6,7 купили в Англии в 1839
году.; 4 орудия. Так же в Англии купили и «Адлер», а спустя 4 г, в 1843 –
«Абин» и «Дооб». «Адлер» – 2 орудия. , «Абин» и «Дооб» - 4 орудиями. Прослужили
они ЧФ не долго. Их судьба оказалась печальной. Все они погибли в различных
ситуациях. В 1840 году Сухопутное ведомство передало ЧФ транспорт «Цемес» ,
водоизмещением 286 т и длиной 29,4 м. Вооружен он был 4 орудиями. Он перевозил
грузы. Но в 1841 г был в составе эскадры
М.Н. Станюковича. Поддерживал войска. В 1853 на Кавказскую войну «наложилась»
Крымская – с Турцией. , а со сл года и с Англией и Францией. Первая десантная
операция этой войны была проведена П.С. Нахимовым. В этой операции принимал
участие «Цемес»
.
Синопское сражение станет последним сражением в котором
принимали участие суда парусного флота.
Ни высока доблесть русских моряков, ни
прекрасные мореходные и боевые качества русских кораблей не смогли противостоять закованным в броню англо – французским эскадрам. Корнилов предложил выйти в море для
последней схватки с противником. Но его предложение отклонили. 11 сентября 1854
г началось затопление судов. В чмсле первых, в сентябре , была затоплена
«Кубань» , груженная артиллерийскими снарядами и зарядными трубками. Затем
затопили «Лабу», а в Керчи - !Дооб» и «Цемес».
В 1905 г напротив Приморского бульвара был открыт
Памятник
затопленным кораблям» .
Так, что в море под
этим знаменитым памятником лежат останки кораблей и с кубанскими названиями.
Пароход «Тамань»
К 1845 году была создана организация Новороссийское пароходная
экспедиция. Закладка «Тамани» состоялась в 1847 г , на сл год – судно было
спущено на воду.. Параходы Новороссийской экспедиции комплектовались военными
экипажами, хотя и ходили под коммерческими флагами. ЧФ с большой охотой
использовал их для своих нужд. Англия и Франция объявили войну России. Приказом
по флоту В.А. Корнилов зачислил пароход «Тамань», наряду с другими в эскадру
для защиты Севастопольской гавани. Вооружена была 2 пушками, 19 марта 1854
«Тамань» завершила первое боевое задание. «Тамань» еще не раз участвовала
в боевых походах под командованием А.А.
Попова.
«Тамань» прослужила до 1896 года. Еще до войны ЧФ обзавелся
и винтовой шхуной «Анапа», затем построили «Новороссийск», «Абин», и «Псезуале»
Боевые корабли были самым дорогостоящим видом оружия. 6 мая
1886 г состоялась закладка канонерки
«Кубанец».Он участвовал в Турецкой войне, обеспечивал минные
заграждения. В 1918 году «Кубанец» перешел на сторону советской власти.Но затем
началась череда хозяев: немцы, белые, англичане и французы. Затем он был включен в состав белого флота и
затоплен около Темрюка.
Миноносец «Геленджик»
1882 год – год
закладки судна. Главное оружие «Геленджика» - минные ( торпедные)
аппараты.Для лучшей маневренности были установлены 2 руля. . А в апреле 1895
года были упразднены названия, и «Геленджик» стал № 255.В апреле 19919 – был
взорван англичанами.
Миноносцы «Новороссийск» и «Анапа».
. К концу 19 века на русском флоте сложилась стройная
система наименований военных кораблей. Миноносцам достались названия имена
приморских географических объектов. .
19 апреля состоялась закладка «Анапы». Наблюдал за её
постройкой ученный К.П. Боклевский. . В состав ЧФ он вошел в июне 1892 г. Водоизмещение – 81 т, длина
38,4 м, ширина – 4,5 м. Осадка – 1,5 м. 2 пяти ствольные 37 мм пушки Гочкисса.
, 2 торпедных аппарата- составляло вооружение миноносца «Анапы». «Анапа» была
вполне боеспособным кораблем. В 1895 году «Анапа» стала № 252, а «Новороссийск»
- № 263.№ 263 был зачислен в партию траления. . «Анапа» была причислена к
дивизии линейных кораблей для несения посыльной службы. А затем передали
учебному отряду, а также причислен к охране Севастопольского рейда.
Миноносец «Адлер».
Корабль был оснащен 2 винтами. Которые приводились в
движение 2 паровыми машинами тройного расширения по 1000 л.с.»Адлер был спущен
на воду 23 августа 1889 г. По результатам испытания корабль показал рекордную
скорость : 26,5 узла.Но комиссия зачислила его в состав Практической эскадры. ЧФ.И ему был
тоже присвоен номер – 259. В 1914 г его причислили к Службе гидроавиации ЧФ.
Авиация только «встала на крыло» и тот же час пришла в ЧФ. В Севастополе в 1918
г был уничтожен англичанами и
французами.
Вспомогательный крейсер «Кубань».
17 мая 1904 года «Кубань» была принята в казну. И 26
зачислена в состав Балтийского флота. Участвовал в Русско – японской
войне, в качестве отвлекающего маневра.
В Первой мировой войне участвовали транспортные суда
«Псезуале», «Красная Кубань», «Дооб», «Туапсе», «Ейск», «Екатеринодар».Они
доставляли уголь из портов Азовского моря в Севастополь.
«Туапсе» в начале 1915 года
должен был снабжать на стоянках миноносцы электроэнергией. Для этого на
нем установили динамо – машину,
рефрижераторную установку, опреснители.
Установили и орудия 75 и 47 мм орудия.
«Псезуале», «Дооб», «Екатеринодар». Эвакуировали разбитую
врангелевскую армию за границу. . Там их след теряется. «Сочи» вернули по
условиям Брестского договора Австро –
Венгрии. «Красная Кубань» была зачислена
в состав ЧФ.
ВОВ по своему распорядилась кораблями. «Красная
Кубань»осталась в составе ЧФ, а «Ейск» отошел Азовскому флоту.
«Красная Кубань»дожила до конца войны, ей довелось
участвовать в освобождении Севастополя. . И лишь в 1947 корабль перестал
существовать.
Сторожевой корабль «Кубань» и минный заградитель «Дооб».
Азовские шаланды были мобилизованы в самом начале ВОВ..
Менее чем за 20 дней его преобразовали в сторожевой корабль.И начиная с
сентября «Кубань» поддерживала артиллерийским огнем войска Одесского
оборонительного района. Корабль прошел всю войну, затем судно демобилизовали и
она стало заниматься привычным мирным делом.
В состав ЧФ был так же включен и «Дооб». Но его судьба
оказалась трагической. Корабль погиб 11 февраля 1942 , подорвавшись на немецкой
донной мине в Казачьей бухте Севастополя.
В ВОВ воевали такие корабли как « Речник Кубани», БК -162
«Ейский патриот», ТК -190 «Краснодарский водхозовец».
Линейный корабль «Новороссийск».
5 марта 1949 года
приказом ЧФ присвоило название новому линкору «Новороссийск» история
этого корабля была очень интересна. Корабль прошел войну. А в 1955 году линкор
пострадал от взрыва. Но корабль не покинул ни один моряк. Погибли 603 человека,
в том числе и 22 кубанца. Спасатели спустя сутки слышали как в недрах
затонувшего и ушедшего на дно корабля
заживо погребенные матросы пели «Варяга».Виновником взрыва была
невытраленная со времн ВОВ мина. В 1963 году на Братском кладбище Севастополя был
воздвигнут памятник погибшим «новороссийцам» У подножия 12 м фигуры Скорбящего
матроса, отлитой из бронзы гребных винтов корабля надпись: « Мужественным
морякам линкора «Новороссийск» , погибшим при исполнении воинского долга 29
октября 1955 г . Любовь к Родине и верность военной присяге были для вас
сильнее смерти».
И после война корабли продолжали носить кубанские названия.Это и сторожевой корабль « Краснодарский комсомолец», и одноименный ракетный катер , пограничный сторожевые корабли «Кубань»,
«Новороссийск», «Туапсе», «Сочи».Атомный подводный крейсер «Краснодар», малый
противолодочный корабль «Ейск».
Комментариев нет:
Отправить комментарий