ДВА ИСТОКА: история земли кубанской и казачества.





Неправильно было бы рассматривать
 историю казачества
 в отрыве от русской истории …
о. Вячеслав Гнеденко


Удивительным образом судьба Руси-России переплелась с историей казачества!


Это верно и для XX века и для тех времен, когда казачества, казалось бы, не было и в помине.

Героические века скифо-сарматской и славянорусской "Русколани" (так называет родную страну неизвестный автор Велескниги) прошли в полукочевой жизни и беспрерывных войнах — с готами, гуннами, греками, римлянами, Хазарией и варягами- норманнами.
И вот от тех героических времен осталось, пожалуй, в России одно-единственное сословие, которое впитало в себя тот — навсегда ушедший — образ жизни, легендарную храбрость и воинское искусство, неприхотливость и презрение к комфорту. Если добавить к этому свойственные любому россиянину стойкость в вере и преданность Отечеству, то и получится портрет казачества.

В этом смысле не будет ошибки сказать, что история казачества древнее истории России! Что история подвижнических поселений-кордонов, охранявших российское государство живой изгородью начиная со времен Орды, на самом деле уходит своей предисторией гораздо дальше вглубь столетий.
Не знали, не знали мы из школьных учебников, что самый симпатичный — по казачьей мерке — киевский князь побывал в наших краях да еще при столь драматических событиях!
Отнесемся со вниманием к походу Святослава, ибо речь пойдет не только о соседнем и враждебном Киевской Руси огромном государстве, но — по мнению некоторых ученых — и о прямых предках казаков,
Русь и славяне многим обязаны Византии, что мы о ней знаем?
Слово Л.Н.Гумилеву:
"Мы сейчас называем византийцев "греками" по языковому принципу. Но на самом деле в Константинополе жили и действовали кроме греков готы, исавры, славяне, армяне, пафлагонцы [потомки праславян, обитавших вокруг Трои — неподалеку от будущего Константинополя], иллирийцы и арабы...
Объединенные строгой системой православия, они отстаивали империю как свое отечество, ибо предками своими считали...святых мучеников первых веков христианства. Их традиции они берегли и охраняли даже ценой своей жизни...
Византия...удивляет мир своим блеском. Ее золотое сияние освещало мир еще три века, пока не начало тускнеть".
Русь в эти же столетия шла своим путем, тоже "собирая" себя в беспрерывных сражениях, но храня предания древнейшей ведической идеологии, унаследованной от индоевропейской прародины.
В IX веке оба государства столкнулись с новыми могущественными и опасными врагами.
Первый враг пришел с севера. Морские разбойники — выходцы из Скандинавии викинги — не только наводили страх на Западную Европу, но под именем варягов проникли по рекам на Русь, ходили на ладьях по Днепру, захватили Киев и совершали набеги на византийские земли.
Велесова книга — единственный из всех сохранившихся источников — рассказывает о случившемся (причем "по горячим следам" — еще при жизни Рюрика!):
Дни те были ясные и сушь у нас была суровая. Поэтому жатва не уродилась и мы ушли в иную землю и там задержались... Тут впервые варяги пришли на Русь. Аскольд силой разгромил князя нашего и победил его. Аскольд а после него Дир уселись у нас как непрошенные князья...
А то да будет нам уроком...
Нашествие с севера соединилось с порабощением киевских земель Хазарским каганатом, поглотившим к 900 году громадную территорию, куда вошла вся Кубань, Поволжье и земли по Дону вплоть до Днепра!
Два хищника — варяги и Хазария — сначала как союзники договорились о разделе захватываемых земель, потом схватились друг с другом, и наконец один пожрал другого: варяги (а значит и обезглавленный ими Киев) стали вассалами каганата. Это был трагический момент в истории Руси и других народов Восточной Европы.
Как помним мы из школьных учебников, Русь-Россия зачиналась Киевской Русью и продолжилась Московской.
А в нас, кубанцах, эти две стихии слиты воедино дважды, если не трижды и четырежды. Дети переселенцев с днепровских порогов, мы можем почитать славянский Днепр — своим Отцом, а принявшую нас тоже своенравную Кубань — своею Матерью.
Для прямых предков славяноруссов (скифов, сарматов, куммеров-киммерийцев) и Кубань, и приднепровские степи уже были единой Родиной.
И если ненароком прав отчаянный спорщик, утверждающий, что певец праславянской Трои Гомер— по происхождению из Крыма (куммер), то и ему ласкали слух названия этих рек: по-славянски или на языке Эллады — Гипанис (Кубань) и Борисфен (Днепр).
Глубокий смысл хранит созвучие названий обитателей Кубани — черкесов и жителей Приднепровья. Как мы знаем , это еще одна страница из истории родства наших предков и предшественников по месту жития.
Наконец, здесь же уместно вспомнить и о гипотезе крупнейшего русского историка XX века Льва Гумилева: он полагал, что часть хорошо знакомых нам половцев, пришедших с востока в кубанские, донские и приднепровские степи, породнились и слились с обитателями Киевской Руси. И некоторые из них вернулись (!) на родную Кубань .Неисповедимы пути Господни!
"РОССИЯ, РУСЫ ХРАНИ СЕБЯ.
Этими словами поэта Николая Рубцова начнем повествование о героическом периоде в истории наших предков, когда на рубеже Новой эры одновременно с Византией (ставшей вскоре христианской) возникло, по терминологии Гумилева, и Славянское единство.
Конечно, нас интересуют прежде всего причерноморские степи — главным образом Кубань .Корни этого Славянского единства на территории Восточной Европы уходят или в глубину пяти тысячелетий до н.э. (если верна расшифровка Г.С.Гриневичем Тэртерийской таблички) или к неиз-вестным тысячелетиям индоевропейской прародины.
Потомки этого Славянского единства создали беспримерную в истории (по пространству и времени существования) Российскую империю.
Очевидно, что основой ее духовных достижений стало наложение двух величайших в истории цивилизации культур: ведической арийской (уходящей корнями в общую прародину индоевропейцев) и христианской культуры в ее восточном варианте, воспринятом от Византии.
Все это определило своеобразие, глубину и красоту российской религиозной (православной) и светской духовности.
У большого государства — немало врагов. Но есть и друзья!
О превратностях исторической судьбы Руси-России рассказал в своих книгах Лев Николаевич Гумилев, сын замечательных русских поэтов — Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Читаются его книги лучше всякого детектива.
Каждый, кто хочет знать родную историю, должен познакомиться хотя бы с двумя из них: "Древняя Русь и Великая степь" и "От Руси — к России"
Удивительным образом судьба Руси-России переплелась с историей казачества!
Это верно и для XX века и для тех времен, когда казачества, казалось бы, не было и в помине.
Героические века скифо-сарматской и славянорусской "Русколани" (так называет родную страну неизвестный автор Велескниги) прошли в полукочевой жизни и беспрерывных войнах — с готами, гуннами, греками, римлянами, Хазарией и варягами- норманнами.
И вот от тех героических времен осталось, пожалуй, в России одно-единственное сословие, которое впитало в себя тот — навсегда ушедший — образ жизни, легендарную храбрость и воинское искусство, неприхотливость и презрение к комфорту. Если добавить к этому свойственные любому россиянину стойкость в вере и преданность Отечеству, то и получится портрет казачества.
В этом смысле не будет ошибки сказать, что история казачества древнее истории России! Что история подвижнических поселений-кордонов, охранявших российское государство живой изгородью начиная со времен Орды, на самом деле уходит своей предисторией гораздо дальше вглубь столетий.
Год смерти Ярослава Мудрого 1054 почти точно совпал с появлением новых обитателей в южнорусских степях, пришедших издалека: половцев
"Степь между Алтаем и Каспием была полем постоянных столкновений между тремя этносами: гузами (торками), печенегами (канглами) и половцами (куманами). До X века силы были равны, и все соперники удерживали свои территории... В X в. жестокая вековая засуха поразила степную зону... Гузы и канглы, обитавшие в приаральских сухих степях, пострадали от нее гораздо больше, чем куманы-половцы, жившие в предгорьях Алтая и на берегах многоводного Иртыша. Ручьи, спадающие с гор, и Иртыш позволили им сохранять поголовье скота и коней, т.е. основание военной Мощи кочевого общества.
К 1055 г. победоносные половцы дошли до границ Руси". (Л.Н.Гумилев)
Но все же степные дороги стали небезопасны. Сообщение Тьмутаракани с Русью затруднилось.
Имя Святослава должно стоять первым в ряду великих защитников Руси-России: перед Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским, Суворовым, Кутузовым, Жуковым.
На Тамани нашел себе приют беглец из Киевской Руси Олег "Гориславич", которого приютил у себя брат Роман. Они  были также за союз с половцами и против войны с ними (которая была выгодна только наживавшимся на продаже пленников иудейским купцам-работорговцам, обосновавшимся в Киеве, и княжеской верхушке, получавшей от них часть доходов).
Но хазарской общине Тьмутаракани удалось подстроить гибель Романа в кочевьях его союзников-половцев и добиться нового изгнания для "Гориславича" — на этот раз в Византию, где он четыре года томился на острове Родос. Но час Олега Святославича пришел. Он был отпущен на Кубань вместе с женой — византийской патрицианкой.
Для хазарской общины Тьмутаракани возвращение мстителя за смерть брата и собственное изгнание обернулось трагедией: черкесы, осетины и половцы стеклись к Олегу, видя в нем заклятого врага партии торговцев и предателей, и "иссече козар". Обстановка была накалена до предела, и могла повториться таманская трагедия. Но князь не сделал ни одного неосторожного жеста.
Политическая линия при Святополке была нацелена на личный подбор кадров. Князь старался избавиться от "смысленных"...людей, обладавших совестью, способностями и энергией. Святополк умер — и бунт вспыхнул.
Желая получить опору в народе, Владимир созвал князей на совет, который состоялся у Выдобича. По предложению великого князя евреи были эвакуированы из Русской земли без конфискации имущества, но без права возвращения назад".Не менее трагически складывались до Мономаха (да и после него) взаимоотношения Руси с народом, пришедшим из глубин Сибири
При Мономахе угас пожар бессмысленных войн с половецкими ханами (он сам заключил с ними "19 миров"). Пришло время мира и династических браков.Половецкие красавицы были матерями многих русских князей, в том числе Александра Невского". (Гумилев)
Не за что было сражаться с половцами ни донским бродникам, ни киевским русам: и те и другие обитали в поймах рек, в прилежащих речных террасах, не чуждались и леса. Скотоводам же половцам был нужен не лес, а степь, где места хватало всем. Более того, русы и половцы были заинтересованы друг в друге экономически: половцы нуждались в телегах, топорищах, посуде; русские — в дешевом мясе, молочных продуктах. Но кровь все-таки лилась.
Мало того, что "лес" время от времени сражался со "степью". Эгоистичная политика князей втянула половцев и в русские междоусобицы.
А внутри России бушевал пожар гражданской войны, русский бунт - по характеристике Пушкина - бессмысленный и беспощадный". Во главе - донской казак Зимовейской станицы Емельян Пугачев. Тот же Пушкин напишет о нем знаменитому партизанскому командиру 1812 года и поэту Денису Давыдову: Вот мой Пугач.
 При первом взгляде
Он виден: плут, казак прямой.
 В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.
Но судьба судила иначе. По мнению автора "Истории казаков" А.А.Гордеева, "взрывчатым материалом" для Пугачева стали инородцы Заволжья и приписанные к уральским заводам крестьяне, которым выпал каторжный труд. Но вспыхнул пожар среди яицких (уральских) казаков, чьи права были ущемлены атаманами и старшинами.
Пугачев участвовал в описываемой нами турецкое войне. После взятия Бендер был произведен в хорунжие (младший офицерскийчин).
Ход восстания известен. Для нас интересны сообщаемые А.А.Гордеевым детали, касающиеся близких к Кубани мест:
Отпущенный домой для поправки здоровья, Емельян приехал в Таганрог к сестре, бывшей замужем за казаком, служившим в Азове. Потом пригласил сестру с мужем к себе в станицу Зимовейскую. Зять рассказал, что в Азове ходят слухи о превращении их казачьих частей в регулярные войска и он не хочет служить при новых порядках.
Пугачев посоветовал ему бежать на Кубань и помог переправиться через Дон.
А переправы через Дон в сторону Кубани охранялись караулами, разрешало переправу лишь станичное начальство. Как помогавший в побеге, Пугачев был арестован, бежал - и началось...
Встревоженная бунтом императрица потребовала с фронта Суворова.
Но ситуация в руско-турецкой войне не позволила этого сделать.
Когда отряды Пугачева переправились через Волгу и двинулись к Нижнему Новгороду с намерением идти на Москву, паника охватила оба города.
Для спасения Москвы и России Екатерина решила сама стать во главе внутренних войск.Ее отговорили. Был послан участник Семилетней войны с Пруссией и русско-турецкой войны генерал-аншеф П.И.Панин.
Но война с турками кончилась - и Суворов был назначен начальником всех войск против мятежников. По известным воспоминаниям, после пленения Пугачева Суворов долго шел за его повозкою и говорил с ним.
Восстание казака Пугачева, вспыхнувшее среди яицкого казачества; своеволие запорожцев, давшее туркам предлог для войны, и их прошлые прегрешения - все это не пошло на пользу отношениям императрицы с Сечью.Но главное было, как объясняет А.А.Гордеев, в другом.
Фактическое покорение Крыма, предстоящее вскоре перенесение границ России на линию реки Кубани совершенно изменили положение в степной полосе и на азово-черноморском побережье.Многовековая угроза казакам и границам русских владений прекращалась.
Событие это должно было внести изменения и во внутренний быт донских и днепровских казаков.
Все южные и юго-восточные земли объединялись с 1776 года под одной властью с центром в Екатеринославе (в 1796-1802 пере- им. в Новороссийск, сегодня — Днепропетровск): Новороссийский край, Приазовье и Астрахань составили одно генерал-губернаторство, управляющим которого был назначен Потемкин, занятый обстройством нового края. Судьба каждого казачьего образования зависела теперь от меры приспособленности к условиям мирного труда.
Наименее пригодными к мирному образу жизни оказались запорожские казаки.
С прекращением военных набегов и необходимости их отражать они должны были прекратить свое существование.
В 1775 году указом императрицы Запорожская Сечь, по выражению в указе, "как богопротивная и противоестественная община, не пригодная для продления рода человеческого", уничтожалась. Сечь Запорожская, учрежденная вначале как стража, мало-по- малу превратившаяся в особое сонмище, вконец разрушалась. А с уничтожением Сечи должно было исчезнуть и самое название запорожских казаков...
(Днепровские казаки превращались в гусарские полки регулярной армии - Острожский, Изюмский, Ахтырский и Харьковский).
Матушка-государыня не могла, конечно, оставить внутри государства нечто малоуправляемое - и в этом смысле была права. Но вряд ли можно согласиться с употреблением вгорячах слова "богопротивный": как известно, монастыри, например, тоже "община, не пригодная для продления рода человеческого" - но отнюдь не "богопротивная".Потемкин это понимал очень хорошо.Приближалась "вторая серия" грандиозной русско-турецкой войны - и ни ему, главнокомандующему русской армией, ни России без казачества было не обойтись.Тем более - без таких беззаветных храбрецов, как запорожцы, равных которым не было на свете.И светлейший князь Григорий Александрович стал добрым гением наших славных предков. А о своей бессмертной славе они позаботились сами.
Но прежде чем вспыхнул русско-турецкий пожар 1787-91 годов, Турция спровоцировала разведку боем на Кубани и в Крыму.
Пока Старая и Новая Русь набираются сил, чтобы стряхнуть с себя врагов и, объединившись, создать не виданную никогда до этого Империю, обратимся к одной из тех бесчисленных родственных связей, которые слили в один могучий организм империи сто народов и сто языков.
Судьбе было угодно, чтобы бурные воды Гипанис-Кубани и величавое течение Борисфена-Днепра соединило множество таких мостов и мостиков.
Один из них — загадка черкасов-черкесов. Все знают, что на вольные Дон и Кубань в разные времена проложили дорогу отчаянные головы из России и с Украины. Но было времечко, когда бежать пришлось с Дона и Кубани на берега Днепра.
Золотая Орда стала клониться к упадку после рокового шага хана Узбека, жестокими казнями принудившего ее в 1312 году принять ислам. Вместо нередкого перехода ордынцев в православие и строительства храмов на подвластных им землях — на бродников и других наших предков обрушились новы е испытания. Меньшая часть славянского населения Приазовья и Дона, не выдержав борьбы и лишений, приняла мусульманство.
Турция  не выводила войска с Тамани (что обязана была сделать по Кучук-Кайнарджийскому миру) и подняла против России крымских и ногайских татар Кубани.
Славный уголок Кубани — Таманский полуостров — не случайно стоял у начала ее новой, казачьей истории, приняв первых казачьих переселенцев 200 лет назад.
Тамань — древние морские ворота Кубани. Тамань лежала на двух больших водных путях. Первый — древний торговый путь русских купцов на Восток. Спускаясь из Киева по Днепру, они огибали Крым и, посетив города на таманском и противоположном берегу Керченского пролива шли по Азовскому морю в устье Дона, в его излучине перебирались в Волгу и Каспием попадали в Персию.
Второй путь — тропа войны. Дважды при Ярославе Мудром были предприняты морские походы русов на Ширван.Русские войска отправлялись в 1030 и 1032 гг. на Каспий с Тамани по двум рекам — Кубани и Тереку.
Тамань — первая кубанская земля, на которую прочно оперлась Киевская Русь. И случилось это в историческом году Крещения Руси — 988-м.
После похода Святослава (965) и разгрома Хазарии судьба ее обитателей на Кубани, Дону и на Волге оказалась различной.
Коренные жители — хазары сумели найти с русами общий язык.
Православные хазары Саркела (на Дону), усвоившие славянскую речь и принявшие имя бродников, как уже говорилось, со временем стали предками казачества.
Хазары дельты Волги приняли ислам. А хазарские евреи сосредоточились в основном в Дагестане и на Тамани в торговом городе с пестрым населением — Тьмутаракани.
Владимир Святой провел жизнь не только в молитвах, но, как и его отец Святослав, и в сражениях. Присоединением к Руси Таманская земля обязана ему. Летописец, как всегда, был краток: "Владимир на козары шед, победи, а и дань на них положи". В средневековой Тьмутаракани жить было отнюдь не скучно.
Год смерти Я. Мудрого1054 почти точно совпал с появлением новых обитателей в южнорусских степях, пришедших издалека : половцев.
Ирония и гримасы истории сказались на судьбе небезразличных нам, будущих родственников, половцев (куманов, кыпчаков). Преследуемые монголами как враги, они в то же время составляли значительную часть его войск и в конце концов "растворили" в себе завоевателей, дав им свой язык (кыпчакский) и обычаи! Столкнувшись с армией Батыя в Причерноморье, половцы были союзниками русских князей. Еще раньше они, как мы видели, спасали Византию, а после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году (вызвавшего шок во всем православном мире) через год разбили рыцарей у Адрианополя. Рассеянные монголами, половцы частью ушли в Европу, частью — впоследствии — вошли в состав украинского казачества, а частично — смешались с его злейшими врагами на протяжении нескольких веков — крымскими татарами!
Вот как перепутались все концы и начала!
В сложное положение с приходом монголов попали и другие предки казачества — жившие на Дону бродники. Но о них чуть позже.
А как же наша любимая Кубань?
Куда подевались жившие здесь веками наши предки — скифо- сарматские племена? Никуда не делись. Они тут и остались — только... очень постарели!
Перед приходом монголов на кубанском просторе и в предгорьях Северного Кавказа расположилось государство с поэтичным названием — Алания. Аланы — народ сарматского происхождения — жили в приазовских степях и в Предкавказье с первого века нашей эры.
Кавказских алан русы называли ясами (это предки современных осетин). Аланы, как и русы, приняли христианство и так же были некоторое время в подчинении у хазар. Подобно киевским русам, аланы миновали свой возраст "золотой осени» и оказались уязвимыми перед молодыми энергичными народами.
У Алании немного было шансов устоять перед натиском молодого монгольского этноса. После этого урагана она распадается как государство.
В предгорьях Кавказа (в Карачаево-Черкесии) в чудесной Архызской долине можно увидеть и сегодня немало памятников аланской истории. Одному из них каменному укрытию на склоне — так называемой Аланской башне — посвящены туристские стихи:
Собравшись на башне, аланы
Тоскливо поглядуют вниз,
 Где тихо дымит на поляне
Покинутый ими Архыз.
Все тот же прозрачный, как море
Поток по ущелью шумит.
И Рыжая в том же дозоре,
Да только дозор ее спит.
Уносит неверное время
 Аланские праздники вниз.
Чей вождь приведет свое племя
В оставленный ими Архыз?
Погибших оплакали трубы...
И многие вспомнили день,
Когда Абишира-Ахубы
Коснулась аланская тень.
 Как ярко им солнце светило
 И сверху разило врагов!..
 И снится аланам Аттила,
И чудятся лики богов.
 Им чудятся духи лесов
Туристское название горы.
Пусть воины дремлют.
Наутро Вождь тихо рукою взмахнет
И тайной тропой до Наура
Аланов своих поведет.
Усталый народ поведет.
И сгрудившись в башне, аланы
Тихонько поглядуют вниз,
Где скрылся в глубоком тумане
Покинутый ими Архыз,
Оставленный ими Архыз.
Монголы долго не могли попасть в Причерноморье. Их удерживали половцы на реке Яик (Урал).
Но разбив в 1219-1221 годах шаха Хорезма, владевшего всем Ираном, около 20 тысяч монгольских воинов нанесли поражение грузинам и в 1222 году вышли через Кавказ на просторы Кубани. Их армия прошла до Дона, забирая у местного населения все необходимое для себя. Половцы, застигнутые врасплох, на выручку не пришли.
На Дону жили хорошо знакомые нам бродники.
В те же десятилетия посол Людовика IX Вильям Рубрикус, побывавший в местах нынешнего Ростова и Новочеркасска, так описал жизнь бродников и переселенных сюда татарами русов,| которым выпала участь служить в их войске:
"Повсюду среди татар разбросаны поселения русов. Они превратились в закаленных воинов. Средства для жизни добывают войной, охотой, рыболовлей и огородничеством. Для защиты от холода и непогоды они строят землянки и постройки из хвороста. Своим женам и дочерям они не отказывают в богатых подарках  нарядах. Все пути передвижения обслуживаются русами, и переправах рек — повсюду русы".
Добавим, что с образованием воинских поселений повсюду в степи стали строиться храмы, а в 1261 году специально для православных бродников и русов была учреждена Сарская епархия.
Но все это было впереди.
Пока Старая и Новая Русь набираются сил, чтобы стряхнуть с себя врагов и, объединившись, создать не виданную никогда до этого Империю, обратимся к одной из тех бесчисленных родственных связей, которые слили в один могучий организм империи сто народов и сто языков.
Судьбе было угодно, чтобы бурные воды Гипанис-Кубани и величавое течение Борисфена-Днепра соединило множество таких разных народов.
У Азова тоже славная история. Азов сосед Кубани. Город и река  Танаис.Города клони в Крыму объединялись в Бопорское царство. Столицей которого был Пантикапей( современная Керчь).набеги крымских ханов были бичом южной Руси. В 1471 году турки захватили Азов.Казаки с 2-х сторон стали громить турков. Донцы сделались передовой стражей своего Отечества. Главным городом стал Черкасск. Конечно казаки не могли смириться с турками под боком.Азов был взят и казакам открывался свободный выход к Черному морю и Азовскому морю.Азов был объявлен христианским вольным городом. Азов переходил из рук в руки: то нашим царям, то туркам. А в 1739 году Россия вернула себе Азов навсегда.
Затем волею, («общим мнением народным») народа были возвращены земли от Литвы и Польши. А ввернула им волю – казацкая сабля.Пройдет чуть более 100 лет и Потемкин заложит город Екатеринослав, который станет центром  края Новоросии. В 1838 г казаки назовут порт Новороссийским.
А между тем Россию втягивали в войну с Польшей.
Петр 1 озвучил первым мысль о казачьих поселениях, как о войсковых градах. Петр 1 отправляется в поход на земли казачьи. Сдался Дербент, Баку. По мирным договорам эти земли отошли России. Царь укрепил побережье Азова и организовал флот. Затем был Полтавский бой. На Кубани появился Суворов.
События произошедшие  с нашими предками после первого морского боя близ славной Кинбурнской косы повлияли на историю  в течении 70 лет (с 1788 года). Они сменили свое историческое имя запорожских казаков на название черноморских, с тем чтобы с середины прошлого века называться уже кубанским казачеством...
Но прежде чем начать новую главу об их жизни, упомянем о двух сражениях под начальством Суворова, прославивших казацкую саблю наших предков и завершивших русско-турецкую войну 1787-91 года, в которой главнокомандующим Русской армией был выдающийся русский государственный и военный деятель генерал- фельдмаршал Григорий Александрович Потемкин.
После взятия у турок Очакова (1788) глава турецкого правительства - великий визирь выступил со 100.000-й армией против России и ее союзника Австрии.
События разыгрались на территории современной Румынии, куда прибыли с войсками Потемкин и Суворов.
Турки  надеялись, что, угостив оттуда казаков как следует картечью, они смогут их сбросить в воду. Но не тут-то было. Казаки мигом развернули мощные береговые пушки и сами начали беспрерывно обстреливать укрепление.
Турки растерялись совершенно. Все было сделано так лихо, что османы не успели глазом моргнуть. Когда же они увидели, что на подмогу казакам из Кинбурна спешит несколько фрегатов, то решили побыстрей выбросить белый флаг и сдаться.
Казаки, потеряв в бою 29 своих товарищей, взяли в плен 320 человек, 23 орудия, 150 бочек пороху и большой запас продовольствия.
Участвуя в общем штурме Очакова, верные казаки вместе с донцами овладели [6 декабря того же года] замком Гассан-паши, что и послужило сигналом к окончанию битвы.
По приказу Потемкина Суворов, командуя русско- австрийскими войсками на реке Рымник, атаковал и разбил турецкую армию, захватив 15.000 пленных, 80 орудий, 100 знамен.
За совершенные в 1788 году подвиги войско верных казаков удостоилось наименования "Черноморского", названия, которое оно носило со славою 70 лет. Екатерина II, видя, как Потемкин заботится о казаках, назначила его гетманом Черноморского войска.
Новый гетман, желая по-царски отблагодарить казаков за службу, назначил им под поселение землю между Бугом и Днестром по берегу Черного моря.
Черноморцы уже основали свой кош в Слободзее [в низовьях Днестра], как случилось непредвиденное: их покровитель и защитник перед троном, князь и казацкий гетман Григорий Потемкин внезапно скончался, не успев испросить высочайшей грамоты на отведенную землю.
Заметим для памяти поворотную для наших предков  дату: 1791 -92 годы.
Суворов взял Измаил. Ушаков разбил турецкий  флот.
И на суше и на море храбро сражались казаки черноморцы.
Самая грандиозная из русско-турецких войн  закончилась в 1791 году.
В том же году умер главнокомандующий войсками и гетман наших предков запорож морцев Григорий Александрович Потемкин.
В 1792 году был заключен мир, по которому Турция  признавала за Россией Кубань, Крым и черноморское  побережье до Днестра.
Завершилась многовековая борьба России, руси и казачества за освобождение исконных русских земель
В том же году - 30 июля - Екатерина II подписала  указ, по которому войску казачьему Черноморскому избранному покойным генерал-фельдмаршалом Потемкиным из верных казаков бывшей Запорожской Сечи, давались земли между Кубанью и Азов морем...
Утихают многовековые битвы в южном Поднепровье и на Дону. На сто лет пылающим очагом России становится Кавказ. И снова военная труба зовет наших предков на защиту Родины.
Здесь на Кавказе получит свое завершение тот героический казачий тип, который войдет в мировую историю и в художественной форме будет гениально воплощен графом Львом Толстым в кавказской повести «Казаки» и донским казаком Шолоховым в «Тихом Доне».
А земля кубанская богата историями реальными . Изучая история Кубани можно ответить на многие вопросы. Напрмер: « Кто жил в Трое?», Как оказался Геродот на Кубани?», «Где родился Гомер?», «Сколько лет славянам?», «Кто боролся за Крым?»»Наши ли родичи половцы?», И почему Екатерина II называла запорожцев» богопротивная сечь?»
И наконец – то на главный вопрос «Откуда мы кубанцы?!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

ВОЗМОЖНОСТЬ УЙТИ - ЭТО УЖЕ ПОВОД, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ

получайте бесплатно обновления блога


Постоянные читатели

ПОДПИСКА на новости блога В ВК